УДК 821.161.1-31 Айтматов-08

Наталия Соценко 

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ ГЛАГОЛОВ

(НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «ДЖАМИЛЯ» ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА)

 

В статье устанавливается количественный и качественный состав словооб­разовательных типов производных глаголов, мотивированных глаголами и образованными суффиксальным способом в повести Ч. Айтматова «Джамиля». Также в статье описываются словообразовательные значения глаголов продук­тивного и непродуктивного типа. В статье представлены результаты исследо­вания. Было установлено три группы глаголов суффиксального способа образо­вания со значением «перемещение в пространстве, однократности-многократ­ности действия и каузативным значением». Все они принадлежат к лексичес­кому словообразованию. Материал повести позволил установить, что в сло­вообразовании производных глаголов было использовано 6 словообра­зова­тельных суффиксов и 4 формообразующих суффикса, указаны наиболее про­дуктивные суффиксы.

Ключевые слова: производные глаголы, способы словообразования, деривационные, формообразующие аффиксы.

 

Постановка научной проблемы и её значение. Наука о сло­вообразовании формировалась во второй половине XIX века. Опре­де­ляющую роль в ее становлении сыграли представители четырех науч­ных школ России: Московской лингвистической школы Ф. Ф.Фор­тунатова, Харьковской лингвистической школы А. А. Потебни, Ка­занской и Петербургской лингвистических школ, связанных с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ [4, с. 7].

Анализ последних исследований и публикаций. В 60-е годы была переиздана книга А. А. Потебни «Из записок о русской грамма­тике», вышедшая в 1899 го­ду. В работе представлено много материала, связанного со словообра­зованием. А. А. Потебня даёт определение термину «корень слова», говорит о строении слова и его частях, об ином строении слов индо­европейских языков [6, I, с. 22]. А. А. По­тебня считал индоевро­пей­ские языки флексивными [6, I, с. 24]. В ста­тье «Различные понятия о корне слова» А. А. Потебня не только срав­нивает значение корней в греческом, латинском и санскритском язы­ках, но и доказывает, что гласный звук в корне меняет его лекси­чес­кое значение  [6, I, с. 30]. В книге, посвящённой грамматическим ка­тегориям глагола, А. А. По­тебня указывает значение суффиксов (-ива-, ыва, -нуть) и значение 21 пре­фикса, а также их влияние на вид глагола [6, II, с. 19; с. 109–110].

За последние тридцать лет, считает Ю. А. Шепель, изучение русского словообразования значительно активизировалось. Появи­лось большое количество монографий, посвящённых проблемам де­риватологии [12, с. 21]. Согласно нашим наблюдениям за последние три года (2012–2015) в журнале «Вопросы языкознания» было опу­бликовано всего три статьи по проблемам словообразования: о сло­вообразовательной синонимии [5], о граничном количестве префик­сов, которые могут быть использованы при префиксальном словооб­разовании [11], о русских приставках как системе глагольных класси­фикаторов [13].

Словообразовательная система русского языка представлена зна­чительным количеством словообразовательных типов и множест­венностью определений понятия «словообразовательный тип». В кни­ге под редакцией Д. Э. Розенталя (1976) говорится, что «словообразо­вательный тип – это схема построения производных слов, позво­ляющая объединить их в производные группы [8, с. 177]. Анало­гичное определение дают авторы «Русской грамматики» (1982):  «Словообразовательный тип – это схема построения производных слов. В один словообразовательный тип объединяются производные слова по общности трех признаков:

1) производные слова образованы от одной части речи,

2) они имеют одинаковое словообразовательное значение,

3) значение выражено одинаковыми словообразовательными сред­ствами» [7, c. 136]. Иначе трактуют понятие «словообразовательный тип» в учебнике под редакцией П. А. Леканта (1988): «Словооб­разо­вательный тип – основная единица классификации в словообра­зова­тельной системе русского языка» [9, с. 157].

В данной статье мы будем руководствоваться определением авто­ров академической грамматики. Словообразовательный тип – это схе­ма построения слов, определенной части речи. Она характеризуется: а) общностью части речи мотивирующих слов и б) формантом… Но­сителем словообразовательного значения является формант [7, с. 135].

Словообразовательные типы в русском языке различаются по ря­ду признаков. Среди них выделяют лексическое словообразование (деривация), когда значение производного слова отличается от зна­че­ния производящего и синтаксическое словообразование (деривация), когда значение производного и производящего слов одинаково, но они принадлежат к разным частям речи и выполняют различные син­таксические функции [9, с.155].

Словообразовательные типы могут различаться по степени про­дуктивности – способности служить образцом для производства слов. Продуктивным является словообразовательный тип, по образцу кото­рого в современном языке образуются новые слова. Продуктивно сло­вообразование глаголов посредством суффикса -ствова(ть) от существительных, являющимися названиями лиц. Такие глаголы име­ют значение – заниматься тем, что свойственно лицу [9, с. 156].

Непродуктивным словообразовательным типом является такой, по образцу которого в современном языке новые слова не образу­ют­ся. Непродуктивный словообразовательный тип представляют глаго­лы, об­разованные от прилагательных, посредством суффикса -а(ть) [9, с. 156].

В образовании глаголов продуктивен в разговорной и худо­жест­венной литературе словообразовательный тип с суффиксом и непро­дуктивный тип образования глаголов с суффиксом -ну  [9, с. 178].

В «Грамматике» систематизированы все значения словообразо­ва­тельных типов и средства выражения этих значений, которые будут использованы нами для анализа глаголов в повести Ч. Айтматова «Джамиля».

Объектом исследования являются производные глаголы, вы­бранные нами из повести Ч. Айтматова «Джамиля».

Предмет исследования – типы словообразования глаголов, моти­вированных глаголами и образованными суффиксальным способом в повести Ч. Айтматова «Джамиля».

Методы исследования – сравнительный анализ мотивирующего и мотивированного слов.

Цель исследования – выяснить количественный и качественный состав словообразовательных типов производных глаголов, мотиви­рованных глаголами и образованных суффиксальным способом в по­вести Ч. Айтматова «Джамиля».

Изложение основного материала и обоснование результатов исследования. В глаголах, мотивированных глаголами, содержится словообразовательное значение, дополняющее или видоизменяющее значение мотивирующего глагола. Все эти значения являются значе­ниями словообразовательных типов. Семантическая регулярность ти­па определяется одинаковым словообразовательным значением у всех относящихся к нему слов.

Словообразовательные значения глаголов, мотивированных гла­голами, делятся на семь групп. Глаголы восьмой группы составляют видовую пару с мотивирующими глаголами. Значение глаголов, мо­тивированных глаголами, выражены способами словообразования.

Словообразовательные типы с суффиксами составляют суффик­сальное словообразование. Суффикс – аффиксальная морфема, рас­положенная в слове после корня или после другого суффикса.

Значения суффиксов богаты и разнообразны. Часть суффиксов не меняет лексического значения, а вносит в него оттенки значения, до­полняющие значение производящего слова. В ряде случаев суффикс меняет стилистическую принадлежность слова [8, с. 174–175].

К первой группе словообразовательных значений относятся гла­голы непродуктивного типа, означающие «направление действия, пе­ремещение в пространстве» и мотивированные глаголами несовер­шенного вида со значением «перемещения, совершаемого в одном на­правлении» [7, с. 354]. К ним относится 2 деривата: взбирался (от взобраться), опускались (от опустить).

Глаголы с суффиксом -а- имеют значение «действие, названное мотивирующим глаголом, совершать неоднократно или не в одном направлении» [7, с. 354]. Глаголы данного словообразовательного ти­па относятся к пятой группе, в которой суффиксальный способ слу­жит главным образом средством выражения временных значений (однократности – многократности). Глаголов подобного типа обра­зо­вания в нашей картотеке 15: езжай (от ехать – ездить, прост.; изолированный глагол повелительного наклонения), возвращала (от возвратить), нарушал (от нарушить), обнимать (от обнять), обра­щал (от обратить), опускал (от опустить), отвечал (от ответить), ощущать (от ощутить), получали (от получить), понимала / понимал (от понимать), проступают (от проступить), упрекал (от упрекнуть – упрекать), уступала (от уступить – уступать), утверждали (от утвердить – утверждать), шептал (от шептать).

Глаголы с суффиксом -ива- относятся к пятой группе, «опреде­ляющей характер совершения действия во времени, несовершенного вида со значением многократности действия» [7, с. 350]. Глаголы с суффиксом -ива- (орфографически -ыва-) делятся на два типа: гла­го­лы несовершенного вида, мотивированные глаголами совершенного вида и глаголы несовершенного вида, мотивированные глаголами несовершенного вида со значением многократности действия. Глаголов подобного типа образования в нашей картотеке 7: вспы­хи­вала (от вспыхнуть), наказывал (от наказывать), оборачивался (от оборачиваться), оказывалась, оказывается (от оказывать), останав­ливала (от остановить), показывай (от показать, показываться), при­кидываются (от прикинуться).

Суффикс -ева- представлен 1 дериватом: встревал (от встрять).

Глаголы с суффиксом -ва- также относятся к пятой группе, опре­деляющей «характер совершения действия во времени», мотиви­руст­ся глаголами и сохраняют конечную фонему инфинитива основы мо­тивирующего глагола [7, с. 351].

Глаголы несовершенного вида, мотивированные глаголами со­вершенного вида «со значением многократности действия» [7, с. 350, 396] представлены в нашей картотеке 9 глаголами и 2 глагола, моти­вированны глаголами несовершенного вида: бывают, бывали (от быть), давай (от дать), доставали (от достать), забывай (от за­быть), задевали, задевало (от задеть), оставайся (от остаться), оставались (от остаться, оставаться), отставала (от отстать), приставать, приставали (от пристать), расставался (от рас­стать­ся), удавалось (от удаться).

Глаголы с суффиксом -ну- имеют значение «однократно совер­шить действие, названное мотивирующим глаголом». Они принад­ле­жат к совершенному виду, к третьему классу (соотношение основ ну/н), первому спряжению. В качестве мотивирующих выступают глаголы несовершенного вида [7, с. 348]. Это также пятая группа сло­вообразовательных значений, указывающая на характер совершения действия во времени. Глаголов подобного типа образования в нашей картотеке 12: глянуть, глянул, глянули (от глядеть), крикнула (от кри­чать), махнула (от махать), мелькнули (от мелькать), прыгнула (от прыгать), рванул (от рвануть, от рвать), скользнула (от скользить), стукнул (от стучать к/ч), тронул (от трогать), улыбнулась (от улы­баться), ухмыльнулся (от ухмыляться), хлебнул (от хлебать).

Глаголы с суффиксом -и- почти все относятся к несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными [7, с.333].  Глаголы с суффиксом -и- имеют каузативное значение «заставить совершить действие, названное мотивирующим глаголом» и относятся к седьмой группе. В повести Ч. Айтматова мы выделили 17 глаголов с суф­фик­сом -и-, среди них производных от глаголов 5: бросил (от бросать), возить (от везти), гладила (от гладить), ломила (от ломать), морила (от мереть).

Производных глаголов с суффиксом -я- в нашей картотеке 6. Они представляют один словообразовательный тип с неустановленным или каузативным значением: гоняла (от гонять), оставляла (от оста­вить, оставлять), смеялись (от смеяться), позволяла (от позволить), представлял (от представить), причинял (от причинить).

Таким образом, в исследуемом произведении нам удалось выя­вить три группы глаголов (1 гр. – со значение перемещения в про­стран­стве, 5 гр. – выражает значение однократности – многократ­ности действия; 7 гр. – с каузативным значением) суффиксального способа образования. Все они принадлежат к нетранспозиционному словообразовательному типу (соотносимые пары принадлежат к од­ной части речи) лексического словообразования.

В современном русском языке различаются словооб­разова­тель­ные (самостоятельные и составные части комплексного словообразо­вательного форманта) и словоизменительные (для образования грам­матических форм) суффиксы [2, с. 376].

Суффиксы инфинитива -ти, -ть, -чь и суффикс прошедшего вре­мени глагола относятся к формообразующим [2, с. 176].

Глаголов с формообразующим суффиксом -ти в повести Ч. Айт­матова «Джамиля» нами выделено один: идти.

Глаголов с формообразующим суффиксом -ть в повести Ч. Айт­матова «Джамиля» нами выделено 84, учитывая рамки статьи, они не будут представлены.

У небольшой группы глаголов с основой на согласный (непро­дуктивного класса) с ударением на конечном слоге имеется суффикс ти. В нашей картотеке представлено 9 глаголов: воспроизвести, за­вести, нести, пас – пасти, поднес – поднести, подрос – подрасти, привел – привести, произнес – произнести, ушел – уйти.

Глаголов с формообразующим суффиксом -чь в повести Ч. Айт­матова «Джамиля» нами выделено один: помочь – мочь.

Глаголов с формообразующим суффиксом -л- в повести Ч. Айт­матова «Джамиля» нами выделено 149, но они не будут представлены в рамках статьи.

Продовження