УДК 821.161.1-31 Айтматов-08
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ ГЛАГОЛОВ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «ДЖАМИЛЯ» ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА)
В статье устанавливается количественный и качественный состав словообразовательных типов производных глаголов, мотивированных глаголами и образованными суффиксальным способом в повести Ч. Айтматова «Джамиля». Также в статье описываются словообразовательные значения глаголов продуктивного и непродуктивного типа. В статье представлены результаты исследования. Было установлено три группы глаголов суффиксального способа образования со значением «перемещение в пространстве, однократности-многократности действия и каузативным значением». Все они принадлежат к лексическому словообразованию. Материал повести позволил установить, что в словообразовании производных глаголов было использовано 6 словообразовательных суффиксов и 4 формообразующих суффикса, указаны наиболее продуктивные суффиксы.
Ключевые слова: производные глаголы, способы словообразования, деривационные, формообразующие аффиксы.
Постановка научной проблемы и её значение. Наука о словообразовании формировалась во второй половине XIX века. Определяющую роль в ее становлении сыграли представители четырех научных школ России: Московской лингвистической школы Ф. Ф.Фортунатова, Харьковской лингвистической школы А. А. Потебни, Казанской и Петербургской лингвистических школ, связанных с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ [4, с. 7].
Анализ последних исследований и публикаций. В 60-е годы была переиздана книга А. А. Потебни «Из записок о русской грамматике», вышедшая в 1899 году. В работе представлено много материала, связанного со словообразованием. А. А. Потебня даёт определение термину «корень слова», говорит о строении слова и его частях, об ином строении слов индоевропейских языков [6, I, с. 22]. А. А. Потебня считал индоевропейские языки флексивными [6, I, с. 24]. В статье «Различные понятия о корне слова» А. А. Потебня не только сравнивает значение корней в греческом, латинском и санскритском языках, но и доказывает, что гласный звук в корне меняет его лексическое значение [6, I, с. 30]. В книге, посвящённой грамматическим категориям глагола, А. А. Потебня указывает значение суффиксов (-ива-, ыва, -нуть) и значение 21 префикса, а также их влияние на вид глагола [6, II, с. 19; с. 109–110].
За последние тридцать лет, считает Ю. А. Шепель, изучение русского словообразования значительно активизировалось. Появилось большое количество монографий, посвящённых проблемам дериватологии [12, с. 21]. Согласно нашим наблюдениям за последние три года (2012–2015) в журнале «Вопросы языкознания» было опубликовано всего три статьи по проблемам словообразования: о словообразовательной синонимии [5], о граничном количестве префиксов, которые могут быть использованы при префиксальном словообразовании [11], о русских приставках как системе глагольных классификаторов [13].
Словообразовательная система русского языка представлена значительным количеством словообразовательных типов и множественностью определений понятия «словообразовательный тип». В книге под редакцией Д. Э. Розенталя (1976) говорится, что «словообразовательный тип – это схема построения производных слов, позволяющая объединить их в производные группы [8, с. 177]. Аналогичное определение дают авторы «Русской грамматики» (1982): «Словообразовательный тип – это схема построения производных слов. В один словообразовательный тип объединяются производные слова по общности трех признаков:
1) производные слова образованы от одной части речи,
2) они имеют одинаковое словообразовательное значение,
3) значение выражено одинаковыми словообразовательными средствами» [7, c. 136]. Иначе трактуют понятие «словообразовательный тип» в учебнике под редакцией П. А. Леканта (1988): «Словообразовательный тип – основная единица классификации в словообразовательной системе русского языка» [9, с. 157].
В данной статье мы будем руководствоваться определением авторов академической грамматики. Словообразовательный тип – это схема построения слов, определенной части речи. … Она характеризуется: а) общностью части речи мотивирующих слов и б) формантом… Носителем словообразовательного значения является формант [7, с. 135].
Словообразовательные типы в русском языке различаются по ряду признаков. Среди них выделяют лексическое словообразование (деривация), когда значение производного слова отличается от значения производящего и синтаксическое словообразование (деривация), когда значение производного и производящего слов одинаково, но они принадлежат к разным частям речи и выполняют различные синтаксические функции [9, с.155].
Словообразовательные типы могут различаться по степени продуктивности – способности служить образцом для производства слов. Продуктивным является словообразовательный тип, по образцу которого в современном языке образуются новые слова. Продуктивно словообразование глаголов посредством суффикса -ствова(ть) от существительных, являющимися названиями лиц. Такие глаголы имеют значение – заниматься тем, что свойственно лицу [9, с. 156].
Непродуктивным словообразовательным типом является такой, по образцу которого в современном языке новые слова не образуются. Непродуктивный словообразовательный тип представляют глаголы, образованные от прилагательных, посредством суффикса -а(ть) [9, с. 156].
В образовании глаголов продуктивен в разговорной и художественной литературе словообразовательный тип с суффиксом -е и непродуктивный тип образования глаголов с суффиксом -ну [9, с. 178].
В «Грамматике» систематизированы все значения словообразовательных типов и средства выражения этих значений, которые будут использованы нами для анализа глаголов в повести Ч. Айтматова «Джамиля».
Объектом исследования являются производные глаголы, выбранные нами из повести Ч. Айтматова «Джамиля».
Предмет исследования – типы словообразования глаголов, мотивированных глаголами и образованными суффиксальным способом в повести Ч. Айтматова «Джамиля».
Методы исследования – сравнительный анализ мотивирующего и мотивированного слов.
Цель исследования – выяснить количественный и качественный состав словообразовательных типов производных глаголов, мотивированных глаголами и образованных суффиксальным способом в повести Ч. Айтматова «Джамиля».
Изложение основного материала и обоснование результатов исследования. В глаголах, мотивированных глаголами, содержится словообразовательное значение, дополняющее или видоизменяющее значение мотивирующего глагола. Все эти значения являются значениями словообразовательных типов. Семантическая регулярность типа определяется одинаковым словообразовательным значением у всех относящихся к нему слов.
Словообразовательные значения глаголов, мотивированных глаголами, делятся на семь групп. Глаголы восьмой группы составляют видовую пару с мотивирующими глаголами. Значение глаголов, мотивированных глаголами, выражены способами словообразования.
Словообразовательные типы с суффиксами составляют суффиксальное словообразование. Суффикс – аффиксальная морфема, расположенная в слове после корня или после другого суффикса.
Значения суффиксов богаты и разнообразны. Часть суффиксов не меняет лексического значения, а вносит в него оттенки значения, дополняющие значение производящего слова. В ряде случаев суффикс меняет стилистическую принадлежность слова [8, с. 174–175].
К первой группе словообразовательных значений относятся глаголы непродуктивного типа, означающие «направление действия, перемещение в пространстве» и мотивированные глаголами несовершенного вида со значением «перемещения, совершаемого в одном направлении» [7, с. 354]. К ним относится 2 деривата: взбирался (от взобраться), опускались (от опустить).
Глаголы с суффиксом -а- имеют значение «действие, названное мотивирующим глаголом, совершать неоднократно или не в одном направлении» [7, с. 354]. Глаголы данного словообразовательного типа относятся к пятой группе, в которой суффиксальный способ служит главным образом средством выражения временных значений (однократности – многократности). Глаголов подобного типа образования в нашей картотеке 15: езжай (от ехать – ездить, прост.; изолированный глагол повелительного наклонения), возвращала (от возвратить), нарушал (от нарушить), обнимать (от обнять), обращал (от обратить), опускал (от опустить), отвечал (от ответить), ощущать (от ощутить), получали (от получить), понимала / понимал (от понимать), проступают (от проступить), упрекал (от упрекнуть – упрекать), уступала (от уступить – уступать), утверждали (от утвердить – утверждать), шептал (от шептать).
Глаголы с суффиксом -ива- относятся к пятой группе, «определяющей характер совершения действия во времени, несовершенного вида со значением многократности действия» [7, с. 350]. Глаголы с суффиксом -ива- (орфографически -ыва-) делятся на два типа: глаголы несовершенного вида, мотивированные глаголами совершенного вида и глаголы несовершенного вида, мотивированные глаголами несовершенного вида со значением многократности действия. Глаголов подобного типа образования в нашей картотеке 7: вспыхивала (от вспыхнуть), наказывал (от наказывать), оборачивался (от оборачиваться), оказывалась, оказывается (от оказывать), останавливала (от остановить), показывай (от показать, показываться), прикидываются (от прикинуться).
Суффикс -ева- представлен 1 дериватом: встревал (от встрять).
Глаголы с суффиксом -ва- также относятся к пятой группе, определяющей «характер совершения действия во времени», мотивирустся глаголами и сохраняют конечную фонему инфинитива основы мотивирующего глагола [7, с. 351].
Глаголы несовершенного вида, мотивированные глаголами совершенного вида «со значением многократности действия» [7, с. 350, 396] представлены в нашей картотеке 9 глаголами и 2 глагола, мотивированны глаголами несовершенного вида: бывают, бывали (от быть), давай (от дать), доставали (от достать), забывай (от забыть), задевали, задевало (от задеть), оставайся (от остаться), оставались (от остаться, оставаться), отставала (от отстать), приставать, приставали (от пристать), расставался (от расстаться), удавалось (от удаться).
Глаголы с суффиксом -ну- имеют значение «однократно совершить действие, названное мотивирующим глаголом». Они принадлежат к совершенному виду, к третьему классу (соотношение основ ну/н), первому спряжению. В качестве мотивирующих выступают глаголы несовершенного вида [7, с. 348]. Это также пятая группа словообразовательных значений, указывающая на характер совершения действия во времени. Глаголов подобного типа образования в нашей картотеке 12: глянуть, глянул, глянули (от глядеть), крикнула (от кричать), махнула (от махать), мелькнули (от мелькать), прыгнула (от прыгать), рванул (от рвануть, от рвать), скользнула (от скользить), стукнул (от стучать к/ч), тронул (от трогать), улыбнулась (от улыбаться), ухмыльнулся (от ухмыляться), хлебнул (от хлебать).
Глаголы с суффиксом -и- почти все относятся к несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными [7, с.333]. Глаголы с суффиксом -и- имеют каузативное значение «заставить совершить действие, названное мотивирующим глаголом» и относятся к седьмой группе. В повести Ч. Айтматова мы выделили 17 глаголов с суффиксом -и-, среди них производных от глаголов 5: бросил (от бросать), возить (от везти), гладила (от гладить), ломила (от ломать), морила (от мереть).
Производных глаголов с суффиксом -я- в нашей картотеке 6. Они представляют один словообразовательный тип с неустановленным или каузативным значением: гоняла (от гонять), оставляла (от оставить, оставлять), смеялись (от смеяться), позволяла (от позволить), представлял (от представить), причинял (от причинить).
Таким образом, в исследуемом произведении нам удалось выявить три группы глаголов (1 гр. – со значение перемещения в пространстве, 5 гр. – выражает значение однократности – многократности действия; 7 гр. – с каузативным значением) суффиксального способа образования. Все они принадлежат к нетранспозиционному словообразовательному типу (соотносимые пары принадлежат к одной части речи) лексического словообразования.
В современном русском языке различаются словообразовательные (самостоятельные и составные части комплексного словообразовательного форманта) и словоизменительные (для образования грамматических форм) суффиксы [2, с. 376].
Суффиксы инфинитива -ти, -ть, -чь и суффикс прошедшего времени глагола -л относятся к формообразующим [2, с. 176].
Глаголов с формообразующим суффиксом -ти в повести Ч. Айтматова «Джамиля» нами выделено один: идти.
Глаголов с формообразующим суффиксом -ть в повести Ч. Айтматова «Джамиля» нами выделено 84, учитывая рамки статьи, они не будут представлены.
У небольшой группы глаголов с основой на согласный (непродуктивного класса) с ударением на конечном слоге имеется суффикс ‑ти. В нашей картотеке представлено 9 глаголов: воспроизвести, завести, нести, пас – пасти, поднес – поднести, подрос – подрасти, привел – привести, произнес – произнести, ушел – уйти.
Глаголов с формообразующим суффиксом -чь в повести Ч. Айтматова «Джамиля» нами выделено один: помочь – мочь.
Глаголов с формообразующим суффиксом -л- в повести Ч. Айтматова «Джамиля» нами выделено 149, но они не будут представлены в рамках статьи.